Главная   |   Новости   |   Глава Марий Эл   |   Органы власти   |   Гражданская служба   |   Республика   |   Экономика   |   Поиск   |   Связь 
АКТУАЛЬНО!
Интернет-портал Республики Марий Эл.
Государственные услуги Республики Марий Эл
Вниманию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обработку персональных данных!
ПОГОДА
Погода в г.Йошкар-Ола
ПОИСК
 
?

 
Глава Марий Эл
|Сайт Главы Марий Эл
|Пресс-служба
|Архив интервью
|Фотоархив
|Отправить письмо
|Администрация
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Государственные символы Российской Федерации
Электронная цифровая подпись
Портал государственных и муниципальных услуг
Официальный интернет-сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО
Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл
Марийское региональное отделение Ассоциации юристов России
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
Марий Эл OnLine
Справочник предприятий и организаций Республики Марий Эл
Газета 'Марийская правда'
Газета 'Йошкар-Ола'
Электронное издание 'Спорт. Марий Эл' - новости спорта, спортивные события и спортсмены г.Йошкар-Ола и Марий Эл
Система ГАРАНТ
Интернет-проект марийской музыки
История города Йошкар-Ола в фотографиях
Молодежный Интернет-журнал Гражданин
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика
ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА РМЭ Л. И. МАРКЕЛОВА "РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ".

Леонид Маркелов: от долгов - к стабильности.


Интервью Президента РМЭ Л. И. Маркелова журналисту газеты "Марийская правда" Н. Кулишовой

Петр УСОЛЬЦЕВ,
"Российская Газета" Nо 153, от 20 июля 2004 г.

- В 2001 году Вы получили республику с огромными долгами. Сейчас она динамично развивается. В чем секрет успеха?

- Действительно, доставшиеся нам в наследство долги предыдущего правительства составляли более 1,5 млрд. рублей, а весь бюджет республики 2001 года был чуть более 2 млрд.рублей. Около 800 млн.рублей составляли первоочередные долги, в то время это была главная проблема. В 2000 году в некоторых муниципалитетах люди по 7 месяцев не получали зарплату. Еще в 2001 году мы приняли решение, что зарплата должна быть защищена на 100% в бюджете республики. С этого времени в Марий Эл стали платить зарплату бюджетникам с республиканского уровня. За три последующих года мы все долги погасили. Правительство вернуло населению 289 млн.рублей детских пособий, около 200 млн. заработной платы бюджетникам.

Что касается долгов частных предприятий - это дело собственника. Если собственник делает долги - это не значит, что государство должно отдавать за него бюджетные средства.

Мы не изобретали что-то новое. Единственный источник финансов для государства - это увеличение налогооблагаемой базы. Серьезным резервом пополнения доходной части бюджета стало рациональное использование республиканской и муниципальной собственности. Доходы от использования госимущества Республики Марий Эл в целом выросли более чем в 20 раз. В 2000 году было 6,4 млн.рублей, в 2002 - 113,5 млн. Резко повышена эффективность управления и распоряжения земельными ресурсами, в 2003 году бюджет получил дополнительно 38,4 млн.рублей, а в 2000 году было только 1,6 млн. Чем больше доходов приходит в бюджет, тем больше возможностей направить эти доходы на расходные полномочия. В частности, на ликвидацию долгов, на решение социально важных задач. Нам удалось существенно увеличить поступления в бюджет и мы смогли решить задачи, которые перед нами стояли. Рассчитались по всем ссудам и кредитам прошлых лет, отдали более 800 млн. просроченных долгов. Мы этого добивались сознательно, чтобы доказать - Республика способна выполнять взятые на себя обязательства.

- Не смотря на внушительные темпы роста производства и доходов консолидированного бюджета, Вы активно привлекаете в республику деньги из федерального бюджета.

- Начнем с того, что у республики нет долгов перед федеральным бюджетом. Сейчас для правительства это вполне естественная ситуация, а четыре года назад все было далеко не так. Нашим правительством была предложена экономическая концепция, которая включала ряд основополагающих положений.

Во-первых, нужно было увеличить налогооблагаемую базу республики. Добиться чтобы предприятия республики рентабельно работали, увеличивали объемы выпускаемой продукции. Зарплата рабочих должна расти, а значит, увеличивается и количество налогов, поступающих в бюджет. При этом было понятно, что степень износа производства велика, нужны новые технологии. Соответственно экономическая стратегия правительства республики строилась на индивидуальном подходе к каждому предприятию на основе перспективных бизнес-планов. Мы разрабатывали планы так, чтобы предприятия ежегодно давали рост, приобретали новое оборудование. Для этого предусмотрели в бюджете средства для реализации стимулирующих предприятия экономических программ, включая компенсацию по процентным ставкам привлеченных кредитов.

Во-вторых, добились прихода частных инвестиций в экономику региона. Причем инвестиций стратегических, направленных туда, где они дадут большую отдачу. Наша республика обладает определенными природными ресурсами. Например - лес. Учитывая ценовую конъюнктуру, мы построили и запустили Марийский фанерный завод, специализирующийся на глубокой переработке леса, а не только на вырубке, разделке и вывозе. Эффект налицо: налоги остаются в республике, зарплата у рабочих высокая, появились новые рабочие места. В результате Марий Эл занимает лидирующие позиции по темпам роста инвестиций в ПФО. Это результат штучной работы по каждому предприятию. Любой собственник, который готов развивать реальное производство, пользуется поддержкой республиканских властей.

Третья составляющая нашей экономической политики: инвестиции из федерального бюджета. Мы не говорим о дотациях. Основа взаимоотношений с федеральным центром - участие во всех инвестиционных программах, предусмотренных федеральным бюджетом. Республика платит налоги в бюджет, не имеет оффшорных дыр, не имеет льгот и получает из федерального бюджета инвестиции. За счет этих средств мы решаем ряд важнейших социальных задач: строительство больниц, реконструкция теплосетей, энергоблоков, газификация районов, проблемы ветхого жилья, жилищно-коммунального хозяйства в целом.

- Вы неоднократно заявляли о необходимости создания республиканской тепло-энергетической компании. С чем это связано?

- Россия - страна северная, поэтому я считаю, что обеспечение населения теплом - это государственная задача. 14 мая мы закончили отопительный сезон, а на следующий день уже проводили совещание по подготовке к зиме. Процесс этот нескончаемый. В ЖКХ, нужно направлять реальные средства, чтобы менять изношенные теплосети, ремонтировать энергоблоки. Основу теплоэнергетики республики в советское время составляли ведомственные энергоблоки. Сейчас большинство предприятий не способны их содержать и в весьма плачевном состоянии передают на баланс муниципалитетов, которые в свою очередь тоже не имеют необходимых средств. Если в разгар зимы выйдет из строя километр теплотрассы, ни один муниципалитет в республике не в состоянии ликвидировать подобную аварию своими силами. В то же время сотни и тысячи людей не должны замерзать. Наша идея очевидна - обеспечение населения теплом - это государственная задача. Для этого в республике создана республиканская компания, которая за счет республиканских инвестиций принимает на баланс все эти полуразрушенные котельные, после чего переоборудует их или строит заново. Это сотни котельных. Расходы бюджета конечно колоссальны. Но главное, что четвертую зиму подряд мы обеспечиваем бесперебойное теплоснабжение в домах наших граждан.

- Вы высказывали идею создания единой республиканской системы здравоохранения, что это такое?

- Здоровье нации - это основа успешного развития всей страны. Следовательно, охрана здоровья людей - это тоже государственная задача, закрепленная Конституцией. Мы обязаны обеспечить качественное лечение наших граждан вне зависимости от конкретной ситуации. У нас есть республиканская больница, обладающая мощной материальной базой, развитой структурой специализированной медицинской помощи, а есть муниципальные больницы, которые имеют весьма ограниченные возможности, но которые находятся ближе всего к сельскому населению. Чтобы обеспечить равную доступность для всех жителей республики качественной медицинской помощи, необходима единая разноуровневая система здравоохранения, независимо от финансовых возможностей того или другого муниципального образования. Это не значит, что мы должны подменять собой муниципалитеты. У них есть свои обязанности в этой сфере, но подготовка врачей, оснащение больниц новым оборудованием, регулирование объемов и качества медицинского обслуживания - это дело государственное. Этим должна заниматься региональная власть. Нет у муниципалитетов денег на целевую подготовку стоматологов, хирургов или терапевтов, равно как у населения нет денег на платные операции. Действуют республиканские целевые программы "Сахарный диабет", "Здоровый ребенок". В рамках этих программ, за счет республиканских средств, независимо от места проживания, больные обеспечиваются медикаментами и оборудованием. Кроме того, все беременные женщины, со дня постановки на учет бесплатно получают препараты йода, железа, витамины. Работает программа подготовки врачей в пяти вузах Приволжского Федерального Округа и переподготовки врачей районных больниц, что повышает качество оказания медицинской помощи сельскому населению. Работаем над укреплением материальной базы сельских медучреждений. Только в 2004 году приобрели 30 стоматологических установок, общей стоимостью 6,2 млн.рублей. Работает передвижной стоматологический кабинет, оснащенный новейшим оборудованием и материалами. Единая система здравоохранения пока только создается. Принимая решения, мы опирались на мнения врачей, знающих обстановку на местах. Нас поддерживают и депутаты муниципальных собраний, именно они принимают решения о передаче районных больниц на баланс республики. Работа строится на основании трехсторонних соглашений между Минздравом республики, больницами и муниципалитетами. Народу ведь безразлично, чья это больница - республиканская или муниципальная, ему нужно, чтобы его лечили.

- Как складываются взаимоотношения с муниципалитетами?

- Народ власть на уровни не делит. Если жизнь улучшается, то и вся вертикаль власти в глазах народа хорошая. Если жить становится труднее, - вся власть плохая. Это нужно учитывать.

Во взаимоотношениях государственной и муниципальной власти нужны структурные реформы. Именно такую реформу предусматривает недавно принятый федеральный закон. К сожалению, мы имеем не мало примеров чрезвычайно низкой эффективности работы муниципальных образований, проводимые финансовые проверки выявляют случаи нецелевого использования бюджетных средств. Нужна действенная система контроля муниципальной власти. Новый федеральный закон о реформе местного самоуправления дает такие возможности.

- Каким образом проходит муниципальныая реформа Марий Эл?

- Реформа должна обеспечить прозрачность и эффективность действий местных властей. Она предусматривает следующую схему: проводятся выборы депутатов районного собрания, депутаты, наделенные властью населением выбирают главу муниципального образования, который руководит деятельностью представительного органа. Он в свою очередь после проведения соответствующего конкурсного отбора и утверждения представительным органом заключает контракт с главой исполнительной власти. Решением собрания этот контракт может быть расторгнут, если будут на то веские законные основания. Так обеспечивается контроль за расходованием бюджетных средств - человек будет заниматься делами, а не политикой. Создается система контроля за действиями мэра со стороны депутатского корпуса, избирателей и республиканского правительства, делегирующего властные полномочия. Реформа уже проходит и проходит спокойно - нет никаких муниципальных войн, нет противостояния.

- Неужели все так безоблачно в отношениях с муниципалитетами?

- Нет конечно, проблемы были. Но совместными усилиями их удалось преодолеть. В последние два года за аналогичные нарушения только к судебной ответственности в нашей республики были привлечены двое глав муниципальных образований.

Населению этих муниципальных образований еще повезло. Один оказался просто мелким воришкой, а другой построил дом на бюджетные средства. Это позволило избавить народ от этих руководителей, и как только это произошло, жизнь стала налаживаться. Целевое использование средств, тепло в квартирах, строительство дорог, социальных объектов - муниципалитеты задышали. Если бы эти главы не оказались в конфликте с законом, население до сих пор бы бедствовало. Так как нет законной возможности сместить избранного народом главу с должности. Вертикаль власти должна быть не только в стране в целом, но и в регионе. Взять тот же город Волжск, мэр которого осужден на четыре года лишения свободы. За семь лет управления мэра долги города с 7 млн. рублей выросли до 360 млн. Преступная группировка, включая свой ресурс, может провести на выборах своего мэра. Затем начинается распродажа за бесценок муниципальной собственности, "наезды" на предприятия, отключения электроэнергии, воды за неуплату, так как бюджетные деньги уходят в небытие через подставные фирмы. Люди обращаются за помощью к региональному руководству. Конечно, в такой ситуации мы не могли стоять в стороне, наблюдая за гибелью города. Потом наши демократические СМИ трубят, что Маркелов задавил самоуправление. Нет, мы поддержали самоуправление и остановили самоуправство.

- Как Вы относитесь к закону о монетизации льгот? Тезисы парламентской оппозиции известны, интересно мнение регионального лидера.

- Как человек, сталкивающийся с проблемами людей на практике, могу сказать, что идея правительства дать людям реальные деньги, и отменить льготы, не имеющие финансового подтверждения, вполне логична. Хорошо, что льготы будут иметь денежный эквивалент.

Однако в принятом парламентариями законодательстве остались существенные пробелы. К примеру, мне, как руководителю региона, не понятно, что будет с долгами накопившимися за предыдущие годы. Возьмем для примера транспорт. В течение десяти лет компенсация на льготников не выделялась, но перевозки осуществлялись, автотранспортные предприятия терпели колоссальные убытки. К примеру, долги нашего автотранспортного предприятия сегодня составляют порядка 200 миллионов рублей. Погасить такой долг только за счет республиканского бюджета просто невозможно. Это серьезная проблема.

- Решением каких экономических и социальных задач занимается сегодня Президент Республики Марий Эл?

- Главная задача для республики в 2004 году - не снижать темпы экономического роста, которого мы добились за последние три года.

А они довольно убедительны: за 2003 год темпы роста объемов промышленного производства составили к предыдущему году 11,9 % (3 место ПФО); инвестиций в основной капитал - 22% (1 место); средней заработной платы - 30,2% (2 место). Но есть и серьезные проблемы в связи с решением о повышении зарплаты, в этом году ее доля в расходной части бюджета республики выросла с 35% до 47%. Безусловно, мы сохраним все социальные программы, которые наметили, проведем благополучно отопительный сезон. Уверен, как и прежде мы решим эту задачу. Будем и дальше увеличивать доходную часть бюджета, для того чтобы строить дороги, ремонтировать школы, укреплять материальную базу учреждений здравоохранения, строить социально важные объекты. Мы обязаны и будем это делать. Потому что народ от нас этого ждет и ему не важно, где мы возьмем на это средства. Так что будем работать!


Информационно-аналитическое управление
Администрации Президента РМЭ