Главная   |   Новости   |   Глава Марий Эл   |   Органы власти   |   Гражданская служба   |   Республика   |   Экономика   |   Поиск   |   Связь 
АКТУАЛЬНО!
Интернет-портал Республики Марий Эл.
Государственные услуги Республики Марий Эл
Вниманию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обработку персональных данных!
ПОГОДА
Погода в г.Йошкар-Ола
ПОИСК
 
?

 
Глава Марий Эл
|Сайт Главы Марий Эл
|Пресс-служба
|Архив интервью
|Фотоархив
|Отправить письмо
|Администрация
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Государственные символы Российской Федерации
Электронная цифровая подпись
Портал государственных и муниципальных услуг
Официальный интернет-сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО
Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл
Марийское региональное отделение Ассоциации юристов России
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
Марий Эл OnLine
Справочник предприятий и организаций Республики Марий Эл
Газета 'Марийская правда'
Газета 'Йошкар-Ола'
Электронное издание 'Спорт. Марий Эл' - новости спорта, спортивные события и спортсмены г.Йошкар-Ола и Марий Эл
Система ГАРАНТ
Интернет-проект марийской музыки
История города Йошкар-Ола в фотографиях
Молодежный Интернет-журнал Гражданин
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика
ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА РМЭ Л. И. МАРКЕЛОВА ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ "МАРИЙСКАЯ ПРАВДА" В. ПАНЧЕНКО

Президент Марий Эл Леонид Маркелов:
"Важнее всего - стабильность"


Интервью Президента РМЭ Л. И. Маркелова журналисту газеты "Марийская правда" В. Панченко

В. Панченко
"Марийская правда" от 10 июня 2003 года

- Леонид Игоревич, Послание Государственному Собранию республики вы начали с напоминания о том, что Республика Марий Эл - субъект Российской Федерации и законотворческий процесс регионов строго ограничен рамками федерального законодательства. В то же время вы сказали: "Выстраивая законотворческий процесс, мы должны быть реалистами - никто, кроме нас самих, не обустроит республику, не решит наши экономические и социальные проблемы". Вы не усматриваете здесь некоего противоречия?

- Противоречия нет. Есть безусловный и необсуждаемый факт, что региональные законы должны соответствовать законам Российской Федерации. Жизнь не стоит на месте, принимаются новые законы. Идет серьезнейшая реформа по разграничению полномочий между уровнями власти, реформированию местного самоуправления. Когда пакет этих законов будет принят на уровне Федерации, мы в республике, Государственное Собрание, муниципальные образования, приведем свое законодательство в соответствие с принятыми законами и будем этими законами руководствоваться в работе.

- Вы считаете, что все законы хороши? Президент России довольно часто выступает с критикой законопроектов, Правительства да и некоторых законов.

- Плохой закон или хороший - это закон, и его следует исполнять. Другое дело, что не все может нравиться. Не всякий закон легко вписывается в реальную жизнь республики. Тут может возникнуть проблема, как подгонять жизнь региона под закон. А за этим судьбы тысяч и тысяч людей. Поэтому не может и не должно все нравиться. Огульное восхваление различных решений ни к чему хорошему не приведет.

- Когда законотворчество вступает в противоречие с реальным положением?

- Законы должны приниматься с учетом мнения регионов и быть к ним адаптированы. Следующий созыв Государственного Собрания будет состоять из 52 депутатов, половина из которых станет депутатами по спискам партий. Я считаю, что у нас в Марий Эл правильнее формировать парламент, как сейчас, из депутатов, избранных по одномандатным округам. В этом случае избиратель голосует за конкретного кандидата, человека с именем и фамилией, у которого избиратель может потребовать отчета о проделанной работе. У партии рядовой избиратель отчета не потребует, тем более, когда руководство партии находится в Москве. Я считаю, что было бы лучше предусмотреть в федеральном законодательстве возможность для регионов самим определять способы формирования местных законодательных органов.

- С учетом особенностей Марий Эл как вы это себе представляете?

- Первое - возможность выбора способа формирования парламента, второе - возможность участвовать в выборах региональных блоков и партий, а не только партий, представленных на федеральном уровне. Вы понимаете, что любой избирательный блок, составленный авторитетными в республике людьми, снесет на выборах любую федеральную партию. Любую. Даже КПРФ. Потому что эти люди расскажут избирателям не о высоких политических материях, а о конкретных проблемах и делах, понятных и жизненно важных. Возьмите наугад 10-15 фамилий депутатов нашего Государственного Собрания и представьте, что они пошли на выборы единым блоком, кто против них устоит? Разве что 10-15 других депутатов нашего же парламента. Что сделали федеральные партии? Они не оставили возможности выбрать, зарезервировав за собой половину мест в региональных парламентах. При этом никто не задумался, что вполне могут победить партии, оппозиционные действующей в России власти, причем с большой вероятностью. Для ряда регионов закон, можно сказать, прямо облегчает для таких партий задачу. Получив значительное количество мест, эти партии будут серьезно влиять на общую ситуацию в регионе. Кто в этих регионах возьмется проводить в жизнь политику федерального Правительства? У меня нет ответа на этот вопрос.

Так что все федеральные законы мы будем исполнять, как того требует Конституция России. С другой стороны, я уверен, что ничего незыблемого нет и сама жизнь заставляет корректировать законы. Это бесконечный процесс.

- Нет пределов совершенству. Что, по вашему мнению, важнее: стремление к совершенству или стабильность?

- Конечно, думать нужно о совершенстве, но сегодня важнее стабильность. Страна 10 лет находится в процессе постоянных реформ. Работать в такой обстановке очень сложно. Нельзя каждый год или два менять правила жизни общества. Налоговая реформа изменила порядок формирования Дорожного фонда. Налог с оборота, пополнявший этот фонд, отменили. Зимой в регионах не оказалось средств на уборку дорог. Пришлось находить другие источники финансирования, другие отрасли недополучили средств. Мы, чтобы выправить положение, отвлекли из республиканского бюджета 36 млн. рублей. Хотя на эти деньги можно было построить 36 км газопроводов или два дома для работников бюджетной сферы, ветеранов, инвалидов. В результате благая цель снижения налогового бремени ударила по всем. Ни одно предприятие не снизило цену на свою продукцию за счет отмены этого налога, а без дорог эту продукцию потребителю доставить невозможно. Кому стало легче от отмены налога с оборота, непонятно. Всем стало только хуже. Для стабильной работы нужны строгие, открытые и понятные правила на длительный период. Тогда в экономике будут выстраиваться нормальные, долгосрочные отношения между самими предприятиями и между предприятиями и государством. Сейчас предприниматель вынужден угадывать, что там, за следующим поворотом реформы, стоит ли вкладывать деньги в производство, в долговременные проекты, или только в то, что приносит прибыль быстро и может быть ликвидировано так же быстро в случае изменения законов. Или закон о местном самоуправлении. Каким он будет, какие полномочия, кто за что будет отвечать? Мы, конечно, все приведем в соответствие, а уж дальше всем придется думать, как выживать.

- Выживать лучше, имея доходы. В Послании вы говорили о доходах консолидированного бюджета республики, отметили успехи и недостатки. Что является главным в этих вопросах?

- В прошлом году республика перевыполнила план по доходам на 125 процентов, бюджеты муниципальные и республиканский получили 1 млрд. 892 млн. рублей. Это как раз те средства, которые позволили нам решить ряд проблем. Нужны дороги, зарплаты, школы, больницы, газопроводы, а где взять деньги на все это? Как потратить деньги - все знают и советуют, а где их взять - никто не говорит. В СССР была другая ситуация: средства было важно освоить, наши контрагенты этого не понимают, времена изменились, и средства нужно искать. Поэтому в Послании отмечены источники доходов, которые позволят нам и далее обустраивать Марий Эл. Главный источник - это наши собственные доходы, которые складываются из ряда факторов. Прежде всего рост объемов выпускаемой предприятиями продукции. Больше производится продукции, больше денег поступает на предприятия, больше уплачивается налогов, растет заработная плата работников. Все действия Правительства, Государственного Собрания, муниципалитетов должны содействовать увеличению этих показателей. Плюс поступления по федеральным программам, плюс средства естественных монополий РАО "ЕЭС", "Газпрома", которые мы привлекаем, плюс инвестиции. Все должно в конечном счете работать на укрепление и развитие наших предприятий, только так мы можем наращивать налогооблагаемую базу, создавать основы развития республики.

- Все, что делается положительного: школа, больница, газопровод, дорога, конечно, влияет на общее положение предприятий. Это косвенное влияние, что предусмотрено сделать непосредственно для производства?

- Разработана система государственной поддержки. Это стало возможным, так как республику удалось в значительной мере разгрузить от груза прошлых долгов, накопленных за многие годы. Теперь появились возможности для: субсидирования процентных ставок по коммерческим кредитам, направляемым на развитие производства; приобретения для нужд государственных и муниципальных учреждений товаров и услуг, производимых в республике; предоставления льгот по тарифам на энергоносители; выделения земельных участков под инвестиционные проекты; предоставления сырьевых ресурсов, имеющихся в распоряжении республики, и другие меры.

Это поможет нашим предприятиям как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

- Если можно, подробнее о поддержке сельского хозяйства.

- Сегодня ставку нужно делать на крупные сельхозпредприятия, способные наращивать объемы производства, включать в свою структуру низкорентабельные хозяйства. В этом мы им будем помогать всеми силами. Есть предложения предоставлять льготы сельхозпредприятиям в зависимости от достигнутого объема производства. Это послужит стимулом в работе по наращиванию производства. Только так можно возрождать село, а это важнейший социальный вопрос. Поэтому и газификацией сельской местности мы занимались и будем заниматься, намерены довести в этом году строительство магистральных газопроводов до 200 километров. В прошлом году построили 140 км газопроводов, а в 2001 году удалось построить только 50 км. Точно так же по всем другим направлениям должно идти движение вперед, наращивание объемов. Каждая решенная нами проблема - это ступень к решению следующей.

- В Послании сказано о "необходимости формирования единой республиканской службы здравоохранения". С чем это связано и не является ли попыткой как-то урезать полномочия муниципалитетов?

- Нет. Создание единой службы здравоохранения позволит муниципалитетам более полно выполнять свои обязательства перед населением в области здравоохранения. Инициатива идет от работников здравоохранения. Мне об этом говорят постоянно при посещении больниц в районах. В чем тут причина? Готовится реформа по линии Минтруда: речь об отмене единой тарифной сетки. Что может произойти? Врач одной и той же квалификации в Килемарах будет получать к примеру 300 рублей, в Йошкар-Оле - 3000, а в Москве - 30 тысяч рублей. Мы просто лишимся медицинского обслуживания. Чтобы этого не произошло, в республике должна быть единая служба здравоохранения без деления больниц на муниципальные и республиканские. Зарплата врача и медицинского персонала должна зависеть только от квалификации, а не от места работы. Для глав районов это снимет проблему кадров и нехватки средств для содержания больниц. Кроме зарплат, единая служба позволит обеспечить районные больницы медикаментами и медтехникой. Населению необходимо гарантировать качественное медицинское обслуживание. Что касается оперативного подчинения, на это никто не претендует. Главе района и главврачу районной больницы, конечно, виднее на месте, что и как они должны делать, как взаимодействовать. Но если сейчас не гарантировать медработникам равную зарплату, ни взаимодействовать, ни решать, что делать, будет просто не с кем.

- Пока нет закона, четко определяющего разграничение между уровнями власти, как происходит взаимодействие?

- Народ власть не делит. Населению поселка Ургакш было все равно, кто отремонтирует котельную, кто даст туда газ. Если следовать букве закона - должен ремонтировать муниципалитет, а денег там нет. Отремонтировала республика. И вся власть в глазах населения стала хорошей: и федеральная, и муниципальная, и республиканская. Те, кто отгораживается от решения проблем своей подчиненностью более высокому уровню власти, наносят вред государству. Что значит я федерал и не буду помогать решать проблему? Только одно это значит - ущерб авторитету федеральной власти и всей власти в целом. Напротив, нужно всем уровням власти решать проблемы совместными усилиями. И в регионе должен быть один человек, ответственный перед народом и вышестоящей властью за все, что происходит на территории. Когда появляется десяток ответственных, возникает коллективная безответственность. Усиливается желание некоторых товарищей кого-то покрышевать, на какой-нибудь молокозавод забежать или на другое предприятие, которое налоги и зарплату не платит. Когда есть четкая вертикаль, порядок, есть поддержка губернатора со стороны центра, тогда и авторитет власти растет. Наша работа укрепляет авторитет федеральной, республиканской и муниципальной власти в Марий Эл.

- Грядут выборы в Государственную Думу. Ряд вопросов, о которых вы говорили, может быть решен исключительно в стенах Думы, ее новым составом. Президент России назвал выборы в Думу главным политическим событием текущего года. Партией власти принято считать "Единую Россию", как уверяют, она пользуется поддержкой самого Президента. О поддержке политики Президента Российской Федерации вы говорили неоднократно, что вы можете сказать по поводу предстоящих выборов?

- Я никогда не слышал заявления Президента России, что он поддерживает на выборах партию "Единая Россия". Конечно, в этой партии много государственных служащих, возглавляет ее министр внутренних дел. Но я не вижу у нас в республике активности ряда федеральных структур по поддержке этой партии. Кто-то, пользуясь случаем, пытается раскручивать себя, но не партию. Это их проблема. Я, как глава субъекта Федерации, не являюсь членом ни одной из существующих партий. Моя партия - это вся республика с ее экономическими и социальными проблемами. За решения этих проблем я несу ответственность перед жителями республики, моими избирателями. Поэтому мне небезразлично, как пройдут выборы у нас в республике. Для нас очень большая роскошь избирать в Думу кандидата от оппозиции Президенту России. Депутата Казанкова, когда нам нужно было подписать поправки к бюджету, мы не могли найти в Госдуме. Подписали депутаты других фракций, просто мои знакомые. Казанков тем временем работал в своем совхозе. Не на кого оставить совхоз, работай в совхозе. А республике нужен свой депутат в Думе. Там решаются важнейшие вопросы. На какую помощь может рассчитывать республика, если представляющий ее депутат выступает против Президента России? Я, как глава республики, конечно, хотел бы, чтобы республику представлял депутат партии, которую поддерживает Правительство России. Тогда эта партия или группа сможет отстаивать интересы республики на федеральном уровне. Вот это и будет реальная помощь людям, проживающим в республике.

Если говорить о "Единой России", когда я увижу, что эта партия повернулась лицом к республике, я пойду голосовать за эту партию. Но у меня один голос. Чтобы за нее проголосовала республика, нужно, чтобы люди почувствовали заботу партии.

- Валерия Комиссарова прочат в депутаты Думы от Марий Эл. Как вы считаете, достоин?

- Валерий Яковлевич - человек серьезный и ответственный. Недавно срочно понадобилась помощь на переговорах с руководством Росавтодора. Комиссаров бросил все свои дела и присутствовал на встрече вместе со мной. Это действительно реальная работа.

- Леонид Игоревич, как вы можете оценить свою работу, работу Правительства республики за прошедшее время?

- Нашу работу оценят избиратели на президентских выборах. Проголосуют "за", значит оценивают высоко и доверяют. Мы работаем по плану, а что касается оценок нашей работы, они могут быть совершенно противоположными. Программа "Столица", в частности, предусматривает асфальтирование улиц в Йошкар-Оле. Отрицать, что это назревшая необходимость, невозможно, и кого ни спроси - все "за". До этого говорили: куда смотрит Президент, проехать невозможно по улицам. Хотя улицы - это, по всем законам, задача городской власти. Учитывая, что люди не делят власти и им все равно, кто наведет порядок, Правительство изыскало возможности, начали асфальтировать. Опять высказывается недовольство: улицы перекрыли, проехать сложно. Всегда найдутся недовольные. Один - что дорог нет, другой - что их ремонтируют. Всем угодить невозможно. У нас есть обязанности, есть ответственность, планы, и мы претворяем их в жизнь.

- Спасибо.


Информационно-аналитическое управление
Администрации Президента РМЭ